Ледовая студия

Поиск по сайту

    

История о первом главном архитекторе Петербурга.

П.М. Еропкин (1689-1740)

Данная глава посвящена, в первую очередь, одному из первых русских архитекторов и теоретиков архитектуры, принадлежащему к образованнейшим и интереснейшим людям России в первой половине ХVIII в. — Петру Михайловичу Еропкину.

Но главная причина обусловлена не только этим обстоятельством. Деятельностью этого человека определяется написание всей этой работы.

Есть такое расхожее представление, что архитектурная концепция строительства Петербурга принадлежит Петру Первому. Историческая правда такова, что на самом деле от градостроительных идей Петра I в Петербурге осталось много меньше, нежели от новаторских концепций архитектора Петра Михайловича Еропкина. Именно он своим первым Генеральным планом застройки столицы подправил самого Монарха. И поныне с именем этого действительно талантливого человека остаются связаны и Сенная площадь, и фонтан перед зданием Адмиралтейства, и проспекты — лучи, разбегающиеся от него. Именно его фантазия предопределила точное положение этих объектов и перенос центра города с Васильевского острова на левый берег Невы.

Но есть одна работа этого человека, которая менее известна, но положившая начало целому направлению в искусстве.

П. М. Еропкин был автором проекта Ледового дома, построенного в 1740 г. по велению Императрицы Анны Иоанновны. Это обстоятельство является наиболее существенным с точки зрения ледового творчества.

Безусловно, что сооружения из снега и льда издавна создавались практически во всех странах, где имел место этот удивительный природный материал. Однако, впервые в мире в ледовой забаве, которая получила известность во всей Европе, принял участие профессиональный архитектор и художник. Как показывают архивные материалы, приложили руку к этому событию и другие именитые художники того времени: Д. Тризини, К. И. Бланк, Л. Каравак, И. Я. Вишняков.

Все эти факты позволяют с уверенностью утверждать, что именно Санкт-Петербург является родиной удивительного современного искусства ледовой композиции, которое нашло самое широкое распространение во всём мире в ХХ-ХХI вв.

К сожалению, сведений о жизни П. М. Еропкина сравнительно мало, но то, что к настоящему времени собрано, позволяет судить о нем, как о просвещенном, талантливом организаторе и архитекторе.

П. М. Еропкин принадлежал к древнему, хотя и обнищавшему роду. Родоначальником дворян Еропкиных считается Иван Евстафьевич Еропка — потомок князя Ростислава Смоленского, внука Владимира Мономаха, который происходит от Рюрика. Отец Петра, Михаил Федорович, был жалован царем Алексеем Михайловичем и Петром I вотчинами в Московской губернии и других районах России. Женат он был на Устинье Софроновне Карповой. В 1689 г. у них родился сын Петр, а вскоре — Алексей. С раннего детства Петр отличался большими способностями в науках и рисовании, но по обычаю того времени он был определен на военную службу. Подробных сведений о военной службе Петра Еропкина не имеется, но известно, что он был уже бау-интендантом.

Петр I внимательно приглядывался к способностям молодых дворян, поэтому в 1716 г. он повелел отобрать 20 способных людей для отправки их на обучение за границу. Способности к рисованию Петра Еропкина были замечены, он был направлен в Италию для изучения архитектурного искусства, рисования, философии и итальянского языка.

Трое учеников сначала направились в Амстердам, а оттуда на корабле прибыли в Ливорно. Это был первый итальянский город, в котором Еропкину пришлось прожить полгода, в течение которого он изучал язык и начал собирать литературу по архитектуре. Затем Петр Еропкин с товарищами отправились в Рим. На их пути были Венеция и Флоренция. Молодых людей поразила красота множества площадей, умение мастеров торжественно и красочно оформлять центры площадей фонтанами и монументами. Особое чувство восхищения вызвала у Еропкина Венеция, любовь к которой он сохранил на всю жизнь.

В Риме его практическими занятиями по архитектуре руководил архитектор Чиприани. Следует отметить, что П. Еропкин и Т. Усов были первыми русскими людьми, получившими архитектурное образование в Италии. В Риме Еропкин с благоговением изучал великие творения итальянских мастеров, ибо никакой другой город не заставляет так чувствовать архитектуру, как Рим.

Через два года изучения античной и современной итальянской архитектуры Еропкин делает китайской тушью рисунок храма для поднесения его императору Петру I. Он внимательно изучает творения архитекторов, штудирует трактаты Виньолы и Палладио.

Неизвестно, где кроме Голландии и Италии был Еропкин, но за 8 лет учебы (1716-1724 гг.) он, вероятно, побывал и во Франции, т. к. свободно владел французским языком.

В 1724 г. Еропкин вернулся в Россию. Петр I был очень доволен его успехами. Об этом свидетельствует то, что Еропкин был единственным среди русских зодчих, кто с самого начала своей деятельности был удостоен Поименным Указом «Петра I высокого звания Подполковника» и Архитектора, а в январе 1725 г. — Полковника и Архитектора. Петр I поручил Еропкину и Усову разработать проект дворца в Преображенском, а Еропкину — проект Александро-Невского монастыря. Но из-за смерти Петра I проекты не были реализованы.

После смерти Екатерины I правителем России становится 12-и летний Петр II. Для его коронации «ученым архитектором Полковником Еропкиным» составлен проект торжественных арок (проект утвержден 9 января 1727 г.) и П. М. Еропкин отправляется в Москву, где строит три триумфальные арки для коронации Петра II-го.

В 1731 г. П. Еропкин знакомится с А. П. Волынским, находящимся в Москве. По просьбе Волынского Еропкин разрабатывает проект, по которому в Москве строят для Волынского каменные палаты. Найденные архивные данные подтверждают, что архитектором дома Волынского на Рождественке (в настоящее время московский архитектурный институт) был П. М. Еропкин.

Но основная работа у Еропкина была в Петербурге, где уже при Анне Иоанновне он был главным архитектором, без разрешения которого в Петербурге ничего не строилось. В образованной Комиссии, осуществляющей надзор за строительством в Петербурге, под влиянием Еропкина была определена главная задача «...показать улицы и места в какой пропорции где публичным площадям быть...».

Под руководством П. М. Еропкина составлен генеральный план Петербурга, в основу которого была положена трехлучевая система улиц-магистралей, намеченных еще Петром I. Вместе с М. Земцовым он создает первый архитектурно-строительный трактат "Должность архитектурной экспедиции" (1737-1741 гг.), в котором расписаны обязанности и права архитекторов.

П. М. Еропкин был не только талантливым архитектором, но и крупным теоретиком архитектуры, который не только перевел на русский язык труды Палладио, но и дал к ним свои комментарии.

Воцарение Анны Иоанновны (1730) и деятельность ее немецкого окружения во главе с Бироном и Остерманом вызвало недовольство русских патриотических кругов. Выразителем их интересов стал кабинет-министр А. П. Волынский, вокруг которого образовался кружок друзей-единомышленников. Среди них были П. М. Еропкин, А. Ф. Хрущов, Ф. И. Соймонов, П. И. Мусин-Пушкин и др. Многие из них были связаны друг с другом не только политическими, но и родственными узами.

Волынский, как кабинет-министр выдвигался на первый план, т. к. он обладал властью и близостью ко двору и мог реализовать замыслы кружка. Но, несмотря на свои способности, А. П. Волынский не обладал достаточными знаниями для того, чтобы подготовить такие серьезные документы, как, например, «О гражданстве», или «Генеральный проект о поправлении внутренних государственных дел». Несомненно, подготовлены они были при помощи П. М. Еропкина, которого В. А. Нащокин называл «одним из людей, славных своим разумом». Это и определило его дальнейшую судьбу. 28 июня 1740 г. он разделил участь А. П. Волынского и был казнен.

В 1741 г. Императрица Елизавета «дело Волынского» прекратила и восстановила доброе имя членов его кружка. В 1686 г. на могиле трех жертв бироновщины по проекту архитектора профессора М. А. Шурова был открыт монумент, барельеф на котором выполнен академиком А. М. Опекушиным.

Когда-то на территории этого парка были могилы архитекторов-строителей Санкт-Петербурга, однако до наших дней они не сохранились, так что теперь этот факт отмечает памятник «Первостроителям Петербурга» (авторы - Михаил Шемякин и Вячеслав Бухаев). Надпись справа (слева то же самое, но на латыни):

«СВЯТОГО САМПСОНИЯ СТРАННОПРИИМЦА
НАШЛИ УПОКОЕНИЕ
ПЕРВЫЕ АРХИТЕКТОРЫ СТРОИТЕЛИ ГРАЖДАНЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПЕТР МИХАЙЛОВИЧ ЕРОПКИН (1698-1740)
АЛЕКСАНДР ФИЛИППОВИЧ КОКОРИНОВ (1726-1772)»


  1. История о первом главном архитекторе Петербурга. «П.М. Еропкин (1689-1740)».
  2. История об истории. «Мир с Турцией, день рождения Императрицы, Ледовый дом и «забавная свадьба».
  3. История-сказка. «Строительство Ледяного дома».
  4. История трагикомическая. «Забавная свадьба».
  5. История трагическая. «Плаха».
  6. История в лицах. «Императрица, Бирон, кабинет-министр, князь М. А. Голицын, А. И. Буженинова».
  7. История об историках. «Роман «Ледяной дом», его автор, А. С. Пушкин и другие».
  8. История современная. «Япония, Китай, США, Финляндия, Б. Н. Ельцин и «Вьюговей» в России».