Ледовая студия

Поиск по сайту

    

Олимпийский конкурс ледовой скульптуры. Итоги. Проблемы. Выводы.



Итоги.

Прошло несколько месяцев со дня церемонии закрытия Олимпийских игр в Сочи. Самое время без эмоций подвести некоторые итоги.

В первую очередь хотелось бы ещё раз поздравить призёров конкурса, а именно:

  • Александра Шадрина (Россия, Республика Саха) - первое место.
  • Виктора Дагатана (Филиппины, США) - второе место
  • Василия Фадеева (Россия, Санкт-Петербург) - третье место

Особо следует отметить победителя, который показал пример истинного профессионализма. В нашем понимании существует три основных признака этого качества: одарённость, постоянное самосовершенствование и ответственность. Первые два даже не обсуждаются, так как его послужной список вызывает уважение.

Подчеркнуть хотелось бы его целеустремлённость к участию в конкурсе и победе. В составе делегации от Якутии он участвовал в церемонии зажжения олимпийского огня в Афинах. С полной отдачей он проявил себя на предварительных этапах. Волонтёрские качества, продемонстрированные после конкурса, говорят о его высочайшей ответственности и ежесекундном понимании, что он представляет свою Республику на Олимпиаде. У него была, казалось бы, несбыточная мечта сфотографироваться со своими спортивными кумирами биатлонистами У́ле-Эйнаром Бьёрнда́леном и Мартеном Фуркадом. Благодаря его результату, настойчивости и воле случая мечта осуществилась. Вот фото чемпиона с чемпионом.

Особые слова благодарности следует выразить Президенту Республики Саха (Якутия) г-ну Е. Борисову, его администрации и всем организациям Якутии, которые помогли Александру приехать в Сочи. Их совместная работа может служить примером в подготовке олимпийских участников в дальнейшем.

Мы были участниками основных статусных мировых конкурсов. Все они имеют свои самобытные сложившиеся традиции и поэтому являются само достаточными проектами. С уверенностью можно сказать, что олимпийский конкурс это особое состязание. Оно тоже имеет свои традиции и особенности, основу и развитие которых заложил Юхани Лильберг (Финляндия).В тоже время, пока оно не вошло в официальную программу МОК оно не может не быть самостоятельным и на каждой Олимпиаде будет проводится в разном формате. Всегда будет сохранятся угроза его не проведения. Олимпиада это глобальное социальное событие. Олимпийский конкурс всего лишь часть культурной программы грандиозного спортивного проекта. Олимпийские игры, прежде всего, для спортсменов и болельщиков, поэтому всё остальное реализуется по вторичному принципу.

Краткая справка

Юхани Лильберг активно продвигает идею включения состязаний по ледовой и снежной скульптуре в официальную программу соревнований Зимней Олимпиады.

В настоящее время он является:

  • Президентом международной ассоциации снежной и ледовой скульптуры;
  • Членом жюри самых статусных международных состязаний снежной и ледовой скульптуры, включая Олимпийские Игры;
  • Победителем (в составе команды Финляндии) первого международного олимпийского состязания по снежной скульптуре в Канаде (Калгари) в 1988г.;
  • Почетным членом Национальной Ассоциации Ледовых Резчиков NICA (США);
  • Почетным членом Общества Хоккайдо-Финляндии;
  • Членом-учредителем Совета снежно-ледового туризма городов мира;
  • Основателем Университета Лапландии ( Финляндия ).

Он активный писатель и исследователь. Области интереса - развитие туризма, социальные и культурные аспекты Олимпийских Игр.

Предыстория.

В июле 2007г. Сочи выиграл право на проведение Зимней Олимпиады - 2014. Зная проблемы проведения состязаний на предыдущей Олимпиаде в Ванкувере, организаторы международного конкурса ледовой скульптуры Гран-при Эрмитажа приняли решение о его преобразовании в творческо-спортивное состязание Гран-при России, ориентированное на Олимпийские Игры в Сочи. Юхани Лильберг поддержал наше начинание и активно в нём участвовал.

В организацию первого Гран-при России в 2010г. был заложен спортивный принцип. Победитель состязания определялся по итогам нескольких этапов, которые проводились в нескольких городах. За эти годы культурно-спортивное многоборье прошло в Санкт-Петербурге, Москве, Мурманске, Каргополе, Выборге.

В конце января 2013г. финал арт-марафона Гран-при России по ледовой скульптуре состоялся на центральной площади горнолыжного комплекса «Роза Хутор» (Красная Поляна, Сочи).

За 6 лет нами была проделана огромная работа, главная цель которой было продолжение в Сочи ранее сложившихся олимпийских традиций.

В итоге нам хотелось бы поделиться проблемами, которых нам не удалось избежать в ходе подготовки и проведения олимпийского состязания. Надеемся, что это будет полезно в дальнейшем и позволит избежать их на следующих Олимпиадах.

Проблемы.

1. Финансирование.

Это главная проблема любого проекта. О бюджет разбиваются самые грандиозные планы. В Ванкувере этот вопрос был решён в последний момент. Чтобы избежать подобного мы пытались привлечь внимание к мероприятию и проводили отборочные состязания в разных городах России. Проблемы это не решило. Из восьми проведённых мероприятий финансирование было получено только дважды. Всё остальное мы финансировали самостоятельно.

Нами был разработан новый проект Эко Арт Триатлон специально для Олимпиады, который требовал дополнительных условий, которые не мог предоставить Оргкомитет Сочи-2014. Кроме того он требовал дополнительного финансирования. В итоге пришлось от него отказаться и проводить традиционный конкурс ледовой скульптуры.

Накануне Олимпиады в Сочи мы оказались в сложной ситуации. Бюджет Оргкомитета Сочи-2014 не предусматривал финансирования конкурса. Обращения в самые высокие инстанции не помогли. Со спонсорами ситуация была вообще патовая. По требованию Олимпийского комитета спонсоры могут быть только официальные. Число их ограничено, поэтому к ним не обращался только ленивый.

Мы не были ленивыми, но результат был нулевой. Поэтому возможен был только вариант меценатства или благотворительности, что в России пока редкость.

благотворительности, что в России пока редкость. Осенью 2013г. мы стояли перед выбором. Либо брать на себя полностью финансирование и все возможные риски, либо вообще не проводить конкурс. Подготовительная работа всё же дала некоторый результат. В сентябре 2013г. к нам обратился Оргкомитет Сочи-2014 (Департамент Олимпийских деревень) с просьбой оформить Олимпийские деревни ледовыми скульптурами. С точки зрения экономики нам было выгоднее выполнить коммерческий заказ, так как финансирование было предложено весьма ограниченное. Пара хороших российских мастеров без особого труда могли справиться с этой задачей. Чистая коммерция и ничего более. Однако много было потрачено усилий на подготовку и не хотелось подводить Юхани Лиллберга. Нам удалось убедить Оргкомитет Сочи-2014, что конкурсные работы международных мастеров будут лучшим оформлением. Это только частично решало проблему финансирования. Времени почти не оставалось, поэтому нам пришлось начать подготовку без договора. Не выгодный для нас контракт, со всеми рисками, которые мы вынуждены были брать на себя, был подписан за несколько дней до открытия Олимпиады. В итоге всё равно, финансирование конкурса полностью ложилось на нас. Мы могли рассчитывать только на возмещение расходов после Олимпиады.

2. Вопросы безопасности.

Это, пожалуй, один из главных критериев, который влияет на особенность Олимпийского конкурса. После трагедии в 1972г. в Мюнхене вопросы безопасности ключевые на всех Олимпиадах. Наличие неспокойного кавказского региона в непосредственной близости от Сочи значительно обостряло проблему.

Вероятно, спортсмены и гости Олимпиады почти не почувствовали неудобств, связанных с безопасностью. Зато организаторов любого процесса на Олимпиаде это коснулось в полной мере. Мы прошли несколько этапов аккредитации для участников, транспорта и доставки грузов, которые постоянно менялись.

Доставку 20 тонн льда для конкурса в олимпийские деревни мы вынуждены были провести до 6 января. На этом настаивал Оргкомитет Сочи-2014 , так как после этой даты требования по доставке грузов на олимпийские объекты значительно усложнялись.

Поэтому мы были вынуждены отправлять транспорт 1 января, когда вся Россия празднует Новый год. Всё это существенно повысило стоимость доставки, которая составила порядка 10 тыс. долларов США без учёта стоимости самого льда.

тыс. долларов США без учёта стоимости самого льда. Имея все положенные аккредитации, мы порой по несколько часов не могли попасть на объекты, так как правила доступа периодически менялись, либо проводились антитеррористические мероприятия.

3. Климатические условия.

С самого начала мы объективно оценивали возможность неблагоприятной погоды. Такая вероятность была прописана в Положении конкурса. Именно поэтому мы приняли решение о проведении финала Гран-при России-2013 во время тестовых спортивных стартов в феврале 2013г. в горнолыжном комплексе Роза Хутор, который находился на высоте 550м. над уровнем моря. Погода почти всё время была плюсовая от -2С до +5С. В Горной и Дополнительной горной олимпийских деревнях (1700м. и 2200м.) в т время была около 0 и ниже, что обнадёживало.

В начале декабря 2013г. мы в очередной раз приехали в Сочи, что бы непосредственно ознакомится с площадками для работы. Погода просто радовала.
Даже в Красной Поляне на высоте 500м. была - 3-50С. Такого не было даже в Москве и С-Петербурге.

22 января мы начали работы по внеконкурсным скульптурам и погода благоприятствовала.

26 января - начало конкурса. Температура +3С это ещё не критично, но далее начал сбываться самый неблагоприятный прогноз. 27-го было уже +6С, а 28-го января в финальный день было +8С. Для многих участников это была проблема.
Да с погодой не повезло. Оттепель не позволила в полной мере продемонстрировать очарование льда. Однако все участники были предупреждены, что конкурс состоится при любой погоде. Спортсмены были в таких же условиях. В последующие три дня наблюдалось понижение температуры, что позволило полностью восстановить скульптуры. Очередная волна тёплого воздуха накрыла олимпийские деревни 11-го января. Температура была +15С, спортсмены загорали в купальниках. Ледовая история была завершена. 15-го января внеконкурсные скульптуры были заменены нами на деревянные, которые стояли до конца Паралимпийских Игр.

4. Отбор участников.

Несколько лет в рамках Гран при России мы отбирали лучших российских мастеров для участия в олимпийском конкурсе. Трое лучших из них заслужили внеконкурсное право участия в Сочи. Они представляли широкую географию России: Хабаровск (Дальний Восток), Якутск (Север), Санкт-Петербург (Европейская часть России).

Конкурсный отбор остальных участников производился на основании представленных заявок и эскизов. Приоритетное право отбора принадлежало Оргкомитету Сочи-2014, как основному заказчику. В результате были отобраны мастера из следующих стран: США, Финляндия, Аргентина, Филиппины, Китай, Габон. Таким образом, были представлены большинство континентов, что соответствовало олимпийским принципам. Данные этих конкурсантов были поданы для аккредитации в Оргкомитет Сочи-2014. Дополнительно мы подали на аккредитацию несколько российских скульпторов, которые участвовали в отборочных конкурсах ранее для непредвиденного случая. Время показало, что это было оправдано.

По требованию Оргкомитета Сочи-2014 изначально старт конкурса был назначен на 23-го января. Позднее он был перенесён на 26-е января, ближе к официальному открытию олимпийских деревень и Олимпиады в целом. Это не стыковалось с планами мастера из Аргентины, о чём он сразу нам сообщил.

Ранее безосновательно и неспортивно отказался от участия представитель США. В последний момент безответственно отказался от участия представитель Габона по причине отсутствия спонсоров. Все они могли быть заменены только российскими мастерами, на которых были сделаны аккредитации ранее, хотя были и другие претенденты. Правила олимпийской аккредитации ограничивали наши возможности по замене.

5. Статус.

Конкурсы предыдущих Олимпиад проводились в разных форматах в рамках культурных программ, название которых порой менялись. Представители Оргкомитета Сочи-2014 сталкиваясь, с нашими предложениям, порой не понимали о чём идёт речь и зачем это нужно. С помощью Юхани Лиллберга пришлось доказывать очевидное, что есть сложившиеся традиции, которые существуют с 1988 года, что в Сочи эти традиции не должны прерваться.

6. Лёд, материалы. Оборудование.

В России промышленное производство искусственного льда отсутствует. Небольшие объёмы льда производят несколько творческих компаний для собственных нужд. В больших объёмах используется природный лёд, добываемый на озёрах. Зима в этом сезоне была поздняя. Сочи это юг России. Это не просто юг, а субтропики. Поэтому лёд высокого качества традиционно был заготовлен на Севере России (2500км. от Сочи). Доставка его в Сочи началась 1 января 2014г.

Некоторые иностранные участники просили электрические адаптеры и сухой лёд. Мы вынуждены были отказать. Это не каприз. На это были объективные причины. В Положении конкурса мы прописали, что обеспечиваем. Это право и правила организаторов. Адаптеров и сухого льда там не было. Мы сами столкнулись с подобной проблемой на конкурсе в Асахикаве (Япония), где нам пришлось самостоятельно решать подобные проблемы. Организаторы обещали нам помочь с электрическими адаптерами, но с этой задачей не справились. В итоге мы работали местным инструментом, который не соответствовал объёму производимых нами работ. Более того, фото и перечень всех возможных инструментов, которые могут быть завезены в олимпийские деревни мы подавали в Оргкомитет Сочи-2014 заблаговременно по его требованию. Электрических адаптеров там не было. Позже требования упростились и Виктор Дагатан смог использовать, свой привезённый адаптер.

Что касается сухого льда. В Сочи нет производства сухого льда. Ближайшее производство в Ростове на Дону. Это 300 км. от Сочи. Его доставка требует дополнительного транспорта и его аккредитации для въезда в Сочи. В Положении о конкурсе было отмечено, что конкурс состоится при любой погоде. Все конкурсанты, как и спортсмены, должны состязаться в равных условиях.

7. Сроки и место.

На предыдущих Олимпиадах конкурсы проводились на различных площадках, не всегда в олимпийской деревне, иногда даже не в олимпийском городе.

Цели Оргкомитета Сочи-2014 и Оргкомитета конкурса совпадали не полностью.

Оргкомитету необходимо было художественное оформление деревень, в соответствии с их концепцией. Мы больше были заинтересованы в конкурсе. Компромисс был найден. В Сочи было три официальных олимпийских деревни. Прибрежная, Горная и Дополнительная Горная. Конкурс проводился сразу в двух горных деревнях, что осложняло подготовку, проведение и работу жюри конкурса.

Общая готовность олимпийских деревень была назначена на 24-е января, так как 30-го предусматривалось их официальное открытие и заселение. Изначально Оргкомитет Сочи-2014 предполагал окончание конкурса 24-го января. Нам удалось убедить Оргкомитет Сочи-2014 перенести сроки ближе к открытию Олимпиады, что бы обеспечить сохранность работ и возможность участникам посетить мероприятия Игр.

ВЫВОДЫ:

  1. Главная задача, поставленная нами, была выполнена. Олимпийская традиция продолжилась. Нам помогали многие люди и организации, которым мы благодарны. В тоже время, в основном всё держалось на нашем энтузиазме. К сожалению, сделать шаг вперёд не удалось, хотя мы к этому стремились. Национальная структура, занимающаяся подготовкой и проведением олимпийского конкурса должна доминировать, так как она лучше всех знает местные условия и особенности, но обязательно должна быть опора на организованную деятельность международного сообщества скульпторов, что в нашем случае не хватало.
  2. Финансирование было и остаётся главной проблемой. Её решение есть первый шаг к независимости и самодостаточности. Создание международного фонда – может быть значительным решением данной проблемы.
  3. Статус олимпийского конкурса не определён. С этим надо что-то делать. Реализация идеи Юхани Лиллберга о включении состязания ледовых и снежных мастеров в официальную программу соревнований Олимпийских Игр следует рассматривать как главную стратегическую задачу. Без активной деятельности национальных ассоциаций её не решить. Мастера есть в большинстве стран мира, а национальные ассоциации можно сосчитать по пальцам одной руки. Необходимо разработать процедуру их регистрации. Обязательное включение конкурса в программу культурных мероприятий будущих Олимпиад есть тактическая задача минимум, а его включение в церемонию открытия Олимпиады можно рассматривать задачу максимум. Для этого необходимо обращение в МОК и работа с ним.
  4. При отборе участников главная роль должна принадлежать национальным ассоциациям. Весьма полезен в этом будет опыт NICA и китайской ассоциации. На переходном этапе, пока не сформированы основные национальные ассоциации для участия могут привлекаться победители и призёры статусных международных конкурсов, перечень которых утверждён. В любом случае, необходим регистрационный сбор, что будет дисциплинировать заявителя. Оплачивать его может либо сам участник, либо национальная ассоциация. В случае её отсутствия, возможно членство в ассоциации другой страны.
  5. Особенности места проведения конкурса на Олимпиаде всегда будут диктовать условия его проведения. Тем не менее, основные его принципы должны быть закреплены в специальном Положении, которое заранее известно всем потенциальным участникам. Оно требует разработки. Предложения и идеи приветствуются.
  6. Перечень деятельности НОК при подготовке и проведении Олимпиады огромен и главными приоритетами для него являются спортсмены и болельщики. Всё остальное вторично. Труд ледового мастера требует от него не только творческих усилий, но и серьёзной физической подготовки. Слабакам здесь не место. Поэтому в перспективе лучшие международные мастера имеют все шансы стать полноправными участниками глобального олимпийского праздника. Путь к этому трудный, но идти надо.


Фотографии



Назад в раздел